В чём заключается борьба Растаманов?
Растаманы – мирные люди: вся философия сторонников Джа пронизана любовью, миролюбием, взаимопомощью. Да и на чём ещё может основываться мировоззрение, истоки которого в Христианском Православии?
Но, как не бывает света без тени, так и в жизни есть то, с чем следует бороться, чему следует противостоять – чтобы сохранить и спасти себя, свою веру, ценности, своих единомышленников – да целый мир, чего уж там… В Растафарианстве такую «тень» олицетворяет собирательный образ – Вавилон. Когда-то могущественный город-государство на территории современного Ирака, неоднократно упоминаемый в Библии, поработивший народ Божий, стал воплощением всего, что против полноценной жизни, против Джа.
Борьба за свободу от Вавилона
«Вы не от мира сего» (Ин. 15:19). Эти Евангельские слова как нельзя более метко определяют положение Растамана. Лишённые Родины, угнанные в рабство, обманутые и угнетаемые предшественники Растафарианства клеймо «неотмирности» превратили в символ причастности Джа – схожим образом и Православный крест из орудия казни превратился в символ сострадания. «Сей мир» - Вавилон, здесь главенствует материальное, здесь «святыни отданы псам» и всё пронизано обманом.
Библия рассказывает о том, как обитатели Вавилона, преисполнившись гордыней, захотели встать вровень с Джа, штурмом взять небеса, построив башню, которая бы поднялась до Града Небесного. Если отвлечься от ветхозаветной образности, то легко разглядеть в этом дерзновении любой из глобальных проектов человечества, реализуемых с горделивой уверенностью в исключительно своих силах. Бесчисленные рейхи, возводимые из обмана, гордыни, алчности, заковывают свободные души людей в кандалы потребления и отправляют их на плантации бессмысленной работы – именно работы, а не труда – во имя бесконечного коловращения капитала. И сейчас мы наблюдаем, как мировые элиты (состоящие из таких же, в общем-то, людей, как и все мы, но не услышавшие или не захотевшие услышать зов Джа) продолжают упоённо строить Novus ordo seclorum. Эта фраза, кстати, напечатана на долларовых банкнотах и переводится с латыни как «Новый мировой порядок». Ещё одна фраза, которую можно прочесть на деньгах, ставших символом капитализма - E Pluribus Unum, «Из многих – единое». Девиз по-своему замечательный, но в данном контексте сразу же напоминающий: «…Чтобы всех отыскать, воедино созвать / И единою чёрною волей сковать…» (пер. Н. Григорьевой и И. Грушецкого).
Затея с Вавилонской башней не удалась: Джа перемешал языки и строители не смогли закончить начатое. Смыслы считываются легко: без Джа ни одно дело не делается, любой аспект обыденности ценен и жизнеспособен лишь по мере его осмысленности, одухотворённости, а Джа – единый ключ к (взаимо)пониманию. Чуть менее очевидно, что вавилонское столпотворение – сутолока, суматоха - последовавшее за смешением языков – не что иное, как наши разобщённость, эгоизм. И столпотворение превращается в строительство столпа: каждый возводит к небу свою индивидуальную башню вместо того, чтобы просто жить. Карьера, статус, собственность, фобии, комплексы, неврозы – кирпич к кирпичу мы отгораживаем сами себя от жизни, сами себе строим тюрьму, из множества которых и складывается типичный пейзаж Вавилона.
Растафарианский мыслитель Норман Редингтон так растолковывает гимн Zion train псалмопевца Боба Марли: «Запертые в жалких скорлупках своих рабовладельческих тел-кораблей, мы уносимся все дальше от нашей духовной родины, истинной Эфиопии, которая означает «союз с Господом», в рабство к собственному эгоцентризму. Из неисчерпаемого океана любви, как называют Господа ямайские старейшины, мы падаем в неисчерпаемый океан нечистого и его ангелов зла точно также, как (по разумению ямайских старейшин о причинах рабства) африканцы были изгнаны из своего Черного Дома за отказ от истинной веры и как народ Иерусалима был изгнан в вавилонский плен за свое идолопоклонство. Но, как и для Израильтян, это изгнание является своего рода необходимостью — последним отчаянным призывом: «Очнитесь!». Стоит только осознать, что ты находишься в изгнании и рабстве, как сразу же начинается возвращение, и вся сила Вавилона становится рукой Господа, ведущей Его народ домой».
Но Вавилон – это не только яркий образ, он вполне материален и осязаем. Это воплощённая проекция всей нашей внутренней грязи. Сущий в режиме вечной войны, конкуренции, Вавилон провозглашает принцип «каждый за себя и все против всех». В основе его лежит капитал, самое простое определение которого предполагает таковым буквально всё, имеющее реальную стоимость и приносящее прибыль. То есть, «всё на продажу», тотальное отчуждение. Вавилон превращает в товар всё – в том числе и человека, его чувства, эмоции - и выставляет на рынок. Обитатель Вавилона не принадлежит сам себе, он – раб. Порабощено не только тело, но и душа: вавилонские пленники – это наборы функций, инстинктивных реакций, поведенческих паттернов, подверженные разнообразным манипуляциям. Существующие лишь для того, чтобы потреблять бесчисленные товары, при том, что потребность эта оказывается навязанной извне. Порабощённая душа, «отоваривая» всё и всех, одновременно всё обесценивает, профанирует: ведь если всё может быть куплено, то, значит, нет ничего незыблемого, нет никаких «вечных ценностей». В физике такое явление называется энтропией, необратимым и бесполезным рассеиванием энергии, выравниванием потенциалов. В Православии – теплохладностью, равнодушием.
Борьба с угнетением человека человеком
В основе Вавилона – эксплуатация, основанная на угнетении. То есть, несправедливое извлечение выгоды из внешнего относительно меня объекта путём его подчинения, подавления, ограничения. Отсюда и принципиальная разобщённость, индивидуализм его обитателей. Угнетением пронизаны абсолютно все аспекты Вавилона: все для всех и каждый для себя - объекты эксплуатации, но каждый мнит себя господином. «Сколько ты стоишь?» - подтекст почти любого диалога. И одновременно «господин» выжимает все соки из своего внутреннего раба, чтобы угнаться за новыми стандартами потребления – и так по кругу. Кто-то оказывается «дороже», кто-то «дешевле», но тараканьи бега остаются тараканьими бегами.
Одномерный человек – так назвал пленника Вавилона австрийский философ-марксист, представитель Франкфуртской школы Герберт Маркузе. Он же, кстати, предсказал появление нового революционного класса, который придёт на смену пролетариату. В такой класс, помимо прочих, вольются социальные, культурные, религиозные общности людей с выраженной групповой идентичностью и мировоззрением, альтернативными капиталистической системе. Например, Растаманы.
Растаманы – прирождённые борцы: в колыбели Растафарианства, на Ямайке, их предтечи восставали против рабовладельцев около 30 раз за 200 с лишним лет. А одно восстание даже вошло в мировую историю под названием Марунских войн, изрядно поменяв культурно-политический ландшафт Ямайки и создав мощный запрос на Истину, Джа.
«Открывать в ближних небо, которое открылось в нас, – самый верный и надлежащий путь к царству не от мира сего» - сказал более века назад Епископ Михаил (Грибановский). Смысл борьбы Растафарианства заключается в пробуждении человека и освобождении его от прелести материального мира, от «виртуальной реальности» Вавилона, вознёсшегося на власти капитала и индивидуализма. Этот дуумвират поглотил практически весь мир. Капиталистическая система, разделяя и властвуя, непрерывно эксплуатирует человека, природу, оставляя после себя пустые материальные оболочки и глобальную помойку использованных и поломанных вещей.
Капитализм паразитирует на человеке, возникнув из его страстей и гордыни. Потворствуя самым низменным инстинктам фальшивыми «свободами» и навязанными «правами», капитализм раз за разом создаёт всё новые потребности, похотения человека, за суетой удовлетворения которых человек растрачивает жизнь, отдавая её ради бессмысленного коловращения материи, капитала.
«Там — отечество; здесь — чужая сторона; жизнь — шествие на родину» - так святитель Феофан Затворник сформулировал в 19 веке общий для всех нас принцип, прозревая Растафарианство и обозначая пути, им открываемые.
Борьба с капиталом
Сегодня главные орудия Растаманов – культура, информация, искусство. Ведь Растафарианство призвано разбудить нас, помочь расслышать Джа, помочь разрушить свой личный Вавилон и достичь Зиона – вместе с другими пробудившимися. Растафарианство – это справедливость и свобода.
Свобода – одно из ключевых понятий Растафарианства, возникшего среди потомков рабов. Но оно не означает «праздника непослушания» и «иди, куда хочешь». Свобода – один из аспектов Джа – это, прежде всего, осознанность себя (Ай) и Джа, своих дел и ответственность за них. Если Джа в сердце, никаких границ нет, возможно всё – подобным опытом может похвалиться любой Православный. Но как легко можно потерять и Свободу и Джа: для Вавилона это одни из самых выгодных товарных позиций, «репликами» которых здесь торгуют на каждом углу. Свободы и боги представлены в широчайшем ассортименте на любой вкус и кошелёк, а внизу мелким шрифтом: «продавец ответственности не несёт». А вот коммерческую тайну Вавилон блюдёт тщательно: Джа, а значит и Свобода, всегда в нас, главное дело услышать их – но потому-то Вавилон никогда не спит и без умолку трещит обо всём на свете, чтобы мы не смогли в этом фоновом шуме разобрать зов Джа и, следуя ему, покинуть Вавилон на рассвете.
Духовная борьба против Вавилона, капитализма и пребывание с Джа требуют самодисциплины и духовного же труда. Потому-то Растаманы, как и все Православные, придерживаются различных, довольно жёстких и многочисленных, самоограничений. Это действенный способ не «потерять берегов», да ещё и отменная практика трезвления души посреди теплохладности, сосредоточенности и пения духовных гимнов, молитвотворения.
Можно и буквально покинуть городские стены и перебраться жить как можно ближе к природе. Многие Растафарианские общины на Ямайке пошли таким путём, довольно популярным ещё с колониальных времён среди островитян, бежавших с плантаций. Растаманы же создали параллельную и независимую по сути систему хозяйствования, экономики, которая позднее стала известна под аббревиатурой DIY, Do it yourself, «сделай сам». Передвижные самодельные «саунд-системы» разносили над Ямайкой (а потом и над миром) музыку, созданную «вон тем парнем» во имя Джа на самодельной студии; Растаманские общины живут по принципу колхозов или кооперативов/киббуцей…Так или иначе, Раста ясно и отчётливо указывает пути спасения, Исхода. Разумеется, возникает вопрос, а что будет вместо рухнувшего Вавилона? Как Вавилон возник из негатива отпадшего от Джа человека, так и позитивные настроения пробудившихся людей, следующих в Зион, породят новые формы общежития на основе истинных, «непродающихся», традиционных ценностей. Всё в руках Джа, а, значит, и в наших!
Список литературы:
- Дридзо А. Д. Ямайские маруны. Историко-этнографический очерк. М., 1971
- Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1994
- Редингтон Н. Х. Краткий очерк истории растафари. Минск, 2004
- Редингтон Н. Х. От поста к Пасхе вместе с Бобом Марли. // https://web.archive.org/web/20031008045403/http://jamaica.kiev.ua:80/read.php
- Сосновский Н. Культура Растафари. М., 2002