КАК БЫЛ КРЕЩЁН БОБ МАРЛИ
4 ноября 1980 года Боб Марли крестился. Произошло это вдали от глаз фэнов и внимания СМИ. Таинство Крещения совершил абуна Йисехак (Исаак), архиепископ Западного полушария Эфиопской (Абиссинской) Православной Церкви. А состоялось оно отнюдь не в церкви - в номере отеля "Веллингтон", на Манхеттэне. Ощущается ирония Джа: духовное рождение происходит едва ли не в сосредоточии Вавилона. "Заклание Агнца на Бродвее". Присутствовали только самые близкие люди: жена и дети.

Крещение Господне.
Иллюстрация из рукописной Библии (Эфиопия)
Тайное Таинство Крещения
Рита Марли пишет в воспоминаниях: "Утром 4 ноября 1980 года он позвал меня на крещение. Я уговаривала его креститься с тех пор, как Его Величество Хайле Селассие отправил Аббу [абуну Йисехака] на Ямайку, потому что я крестила всех наших детей (не только своих) в Эфиопской Православной церкви. Когда он попросил меня позвонить Аббе тем утром, он плакал. Мы все плакали".
Событие это особо не афишировалось. Причин множество, но на фоне факта Крещения все они уже потеряли своё значение. Таинство Крещения - не просто "ритуал вписки" в религиозную систему. Это самое натуральное рождение в предельную реальность:

Боб Марли: «Проснись и живи»
Вот неподвижная земля, и вместе с ней
Я христианства пью холодный горный воздух,
Крутое «Верую» и псалмопевца роздых,
Ключи и рубища апостольских церквей.
Какая линия могла бы передать
Хрусталь высоких нот в эфире укреплённом,
И с христианских гор в пространстве изумлённом,
Как Палестрины песнь, нисходит благодать.
В этих четверостишиях Осипа Мандельштама можно при желании найти предвозвестие "крутых "Верую"" от новых псалмопевцев. Тем более, что "Палестрины песнь", Canticum Canticorum - не что иное, как Песнь Песней Соломона, переложенная на музыку итальянцем да Палестрина. А Песнь Песней, в свою очередь, библейский вдохновенный гимн Любви. Такой вот удивительный мостик над бездной.
Джа - это Любовь
Боб Неста Марли поднялся на горние вершины Духа принять свой Крест. Не совсем тот, о котором многие подумали. Широкое хождение имеет мнение, что Марли крестился в страхе перед своей смертельной болезнью. Которая и унесла его через год. Кроме того, есть версия, что Марли решил "прислониться" к авторитету Эфиопской Православной Церкви и "порешать" какие-то свои темки и мутки. Однако, чтобы так считать, нужно совершенно ничего не понимать ни в Христианстве, ни в Растафарианстве, ни в самом Бобе Марли.

Боб и Рита: жизнь, полная любви
Отчего-то многие считают, что Богообщение основывается исключительно на "Страхе Божьем". "Бояться - значит уважать"; страх и трепет - гарантия внимания "повелителя", исходя из такой позиции. "Раб Божий" должен пресмыкаться и слушаться, повиноваться и не задавать вопросов. Для людей Раста, в чьих жилах течёт кровь восставших рабов (в буквальном и переносном смыслах) такая позиция - абсолютная дичь. Именно её транслирует Вавилон: подчинение и повиновение. И это отнюдь не "смирение" - одна из доблестей Христианства. "Смирение" - то, что идёт "из меня", это та самая свобода, которая "осознанная необходимость". Не "искусство быть смирным", но навык самоконтроля.
Soul Rebel Боб Марли, прошедший школу жизни в трущобах Кингстона, горячо принявший догмы Растафарианства - раб, хоть и Божий? Зачем всемогущему Богу-Джа рабы? Зачем же тогда Он дал нам свободу воли? Джа создал нас не для того, чтобы прессовать и питаться нашими страхами, это к гностикам и прочим эзотерикам. Джа, как и все мы, существует исключительно в измерении Любви. А в чём суть Любви? - в способности к самоотречению, к умению стать Другим. Растафарианство знает это на интуитивном уровне. Понятие I'n'I (Ай-н-ай, Я-и-я) именно отсюда: я+Джа. Навеки вместе.
"Человек может быть мертв, хотя он и дышит, а другой может быть жив, хотя его тело и похоронено. I'n'I суть больше чем плоть и, если следовать предписаниям веры, I'n'I будет жить вечно" - пишет Растаман Крис Рейнольдс, комментируя заметки об истории Растафарианства.
Путь к Кресту
"Я не стою ни на чьей стороне. Ни на стороне черных, ни на стороне белых. Я на стороне Бога, который побуждает меня говорить от лица всех людей, независимо от цвета кожи" (Боб Марли)
Марли до факта своего Крещения уже достаточно долго "варился" в Христианстве. "Базу" получил ещё в детстве, воспитываясь в католицизме.

«Долгий путь домой»: Марли регулярно читал Библию
"Библейские отсылки и образы пронизывают музыку Марли, начиная с «Не суди», его первой, опубликованной в 17 лет, песни (основанной на Евангелии от Матфея 7:1/Луки 6:37), и заканчивая «Песнью искупления», последним треком его последнего альбома, выпущенного перед смертью от рака в возрасте 36 лет («Как долго они будут убивать наших пророков, пока мы стоим в стороне и смотрим? / Некоторые говорят, что это лишь часть, мы должны исполнить книгу», см. Мф. 23:37/Лк. 13:34). Он даже сказал, что название его группы происходит от «плача и вопля», описанных в Библии, вероятно, имея в виду Иеремию 9:10, плач по поводу вавилонского завоевания Иудеи. Он ежедневно читал Библию" - отмечает исследователь творчества Марли Дин Макнил.
Затем было погружение в Растафарианство, которое "подкорректировало" мировоззрение Марли. Что не говори, традиционная Церковь - устоявшаяся общественная структура. Ценности её и догмы воспринимаются большинством как некая данность: принимай и не спрашивай. Растафарианство создало некоторую дистанцию "экзотики", с которой Христианство воспринимается в его изначальных смыслах. Хотя вся "экзотика" и заключается в возвращении к корням. То есть, к Православному Христианству, вариантом которого Растафарианство и является. Огромную роль сыграла семья (по Любви же всё, а не из страха): Рита Марли вместе с детьми крестились ещё в 1973 году. Хоть и не идеальный, но семьянин, Боб разделял ценности своей "ячейки общества", и по итогу сделал решительный шаг.
К слову, Стивен Дэвис пишет в книге "Первый Раста": "Он [Боб Марли] много лет был её [Эфиопской Православной Церкви] тайным благотворителем на Ямайке, финансируя строительство храма на Максфилд-авеню".

Сердце знает верный Путь
Есть и свидетельства эфиопского миссионера на Ямайке Лика Кахната Мисале (прожившего четыре года в доме Марли): "Дети Боба Марли приходили в церковь и служили в качестве дьяконов. Я думаю, что Боб Марли был истинно верующим православным, но он не афишировал это".
Вернёмся однако к теме принятия Креста. Который не просто ювелирка на шее и не отличительный знак. Тот, Кто первый принял Крест, на нём умирал. Можно назвать Крест судьбой, дао, сансарой - да как угодно. Суть его - принятие самого себя ветхого, для того, чтобы стать I'n'I, новым Человеком. Марли сделал это - и шагнул в вечность. Одновременно оставшись здесь в своих песнях, детях и огромном количестве людей, кто УСЛЫШАЛ его и Его.
Источники:
Марли, Рита. "No woman, no cry: моя жизнь с Бобом Марли". М., Амфора, 2008.
Редингтон, Норман Х. (с комм. Криса Рейнольдса) "История Растафарианства c точки зрения Эфиопского Православия". Оренбург, 2016.
Gardner, Jared . "On Racial Frontiers: The New Culture of Frederick Douglass, Ralph Ellison, and Bob Marley" / Journal of American History - March 2001 - 87(4).
Lee, H?l?ne; Davis, Stephen. "The First Rasta: Leonard Howell and the Rise of Rastafarianism". C., Chicago Review Press, 2012.
McNeil, Dean. "The Bible and Bob Marley: Half the Story Has Never Been Told". LA., Cascade Books, 2013.
Morrison, Alexander B. "Visions of Zion". SLC., Deseret Book, 2010.
