Контроль качества
Интернет магазин
с 11 до 21 часа ежедневно
Каталог
Рейтинг на Я.Маркете
НАШИ ПОКУПАТЕЛИ ДОВОЛЬНЫ
Добрый день, большое спасибо за заказ, очень быстро организовали и доставили. Вы крутые. :-)
Рейтинг Google
НАШИ ПОКУПАТЕЛИ ДОВОЛЬНЫ
Покупали подарок другу. Ассортимент большой, Денис отлично помог с выбором. Огромное спасибо! Уверена что подарок порадует не только нашего друга, но и всю компанию
							450							

Растафарианство и Христианство

«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.» (1 Ин. 4:16)

Хотя светская история обозначает возраст Христианства двумя тысячами с лишним лет, а Растафарианства – чуть больше ста, разница между ними стремится к нулю: главный принцип обоих – «Бог есть любовь». Более того, Иегова/Яхве и есть Джа: дело в том, что в колыбели Растафарианства, Ямайке, была в ходу Библия короля Якова – весьма распространённый в англоязычных странах перевод Библии. На её страницах и встречается вариант написания имени Бога – Джа.

Важный момент: «молодое» Растафарианство оказывается ближе всего к древнему, изначальному Христианству, более известному сегодня как Православие. Чисто формально, Растафарианство представляет собой адаптацию книг Ветхого Завета к социокультурным особенностям Ямайки. К слову, Ветхий Завет чаще всего становится базой для новых религиозных движений: он отличается простыми правилами поведения, более чем ясными отношениями с Богом и с миром и, в конце концов, Ветхий Завет остросюжетен. По мере «взросления» этих движений для них открываются более «тонкие» слои и более глубокие вопросы. Результатом становится сближение «новичков» с традиционными конфессиями.

И этот же процесс можно наблюдать в наше время в Растафарианстве, чьи духовные связи с Эфиопской Православной церковью становятся всё крепче. Визит императора Эфиопии Хайле Селассие I, Раса Тафари – живого Бога Растаманов - на Ямайку обратил множество Растаманов в Православие, и с тех пор авторитет Восточного Христианства только растёт. Вполне вероятно, что в ближайшем будущем Растафарианство может стать – при поддержке России - частью мирового Православия.

Очень важная особенность Православного Христианства, отличающая его от многих других религиозных систем, заключается в том, что Бог/Иегова/Джа – всемогущий и всеобъемлющий – самоумалился до своего создания. Став человеком, Христом, пройдя крестным путём человеческой жизни, Он поднял человека до своего уровня, открыв перед ним безграничные возможности. Растафарианство, возникнув среди потомков рабов, открыв им Священное писание, пускай даже и в своей, несколько отличной от Христианского канона, интерпретации, следует этим же путём: расти, Раста! Об этом, и не только, говорится в Растафарианской священной книге «Холи Пиби», которую Святой Дух надиктовал жителю карибского острова Ангилья Роберту Атли Роджерсу, изложив на её страницах Библию с поправкой на культуру жителей Вест-Индии.

Ещё один фундаментальный принцип, роднящий Растафарианцев и Христиан, говорит о том, что Джа живёт в сердце каждого человека, просто не всякий человек в силу разных причин может Его слышать и ощущать. Тот же, кто заглянул в своё сердце и узнал Джа, становится Его частью, частью безграничной любви. И поэтому всякий, кто познал Джа, очень бережно и с любовью относится ко всем людям, как к носителям Джа и потенциальным Растаманам/Христианам.

Но как же заглянуть в своё сердце? Об этом Растафарианство и Христианство говорят в один голос: через раскаяние. Раскаяние – это неочевидный аспект любви. Непокаянный человек носит на себе броню своего индивидуализма, обособленности, ошибочно считая, что это признак силы и самостоятельности. Но наша сила – в общности, в том, что русская Православная традиция именует «соборностью», цементом которой служит любовь. Любовь открывает нам других, мы видим, что люди разные и одновременно одинаковые. Мы разнимся в суетных похотениях, а роднят нас фундаментальные, традиционные ценности. Раскаяние – внимательный и непредвзятый взгляд на самого себя, понимание того, что мешает нам быть с другими. В какой-то степени, это саморазоблачение; есть такая расхожая фраза, «будьте как дети», ведущая своё происхождение из нескольких евангельских цитат, смысл её в том, что дети, по природе своей, появляются на свет голенькими, они полностью открыты Богу и ещё не успели нахвататься всякого, скрывающего Бога от них, и их от Бога. А самое главное, что дети живут любовью. Раскаяние становится самоочищением, уборкой тропинки к сердцу, в котором нас заждался Джа.

Эфиопия - православная страна 

Растафарианство и Христианство близки не только духовно, но и вполне физически, точнее, географически. Сближает их Эфиопия - Земля Обетованная Растафарианцев, истинный Израиль, одна из древнейших христианских стран и единственная Православная в Африке.

Эфиопия неоднократно упоминается в Библии. Тому, как христианство пришло в эту землю, посвящён целый фрагмент книги Деяний святых апостолов, 8:26-40, рассказывающий, как апостол Филипп крестил сановника царицы Эфиопской.

В «Холи Пиби» Эфиопия обозначена как изначальная земля, вотчина Джа – проще говоря, Рай, Эдем. Отсюда вышли все народы, и сюда они вернутся, следуя зову Джа.

Об Эфиопии, её священной истории говорит и другая книга, одинаково почитаемая как Растафарианством, так и эфиопским Православием, - «Кебра Негаст», «Книга о славе Царей». Она рассказывает о том, что эфиопские правители ведут свой род от царя Соломона и царицы Савской. Там же говорится и о том, что Ковчег Завета хранится в эфиопском Аксуме, куда был вывезен из Иерусалима сыном царицы Савской.

Земли Абиссинии (второе название Эфиопии) стали Христианскими в 330 году: Эзана, правитель эфиопского королевства Аксум, обратился в Православную веру и дал её своей стране. Но ещё раньше, начиная с I века, здесь возникли Христианские общины. Уже к концу V века Эфиопия прославилась своими монастырями, с тех пор как здесь поселились «Девять Святых», предположительно монахов из Сирии.

До поры Эфиопия была одной из епархий древней Александрийской патриархии (Коптская Православная Церковь). Сейчас Эфиопская Православная Церковь Тевахедо - автокефальная, самостоятельная Патриархия и является самой крупной из всех восточных Православных церквей. Тевахедо означает на языке геэз (литургического языка Эфиопской Православной церкви) «объединённые как одно целое». Это слово отсылает к понятию «миафизитство», присущему древним восточным церквам. Миафизитство утверждает Богочеловечность Иисуса Христа, то есть, в Нём Божественное и человеческое начала слились в некое третье «агрегатное» состояние, став чем-то совершенно новым, Новым Человеком. Этот богословский нюанс отличает Эфиопское православие от Русского, в котором природа Христа подразумевает сохранение в одной личности двух начал, Божественного и человеческого, находящихся в сложных отношениях. Зато миафизитство крайне органично Растафарианству: Растаман в идеале и есть Богочеловек. Это может смутить, так как возникает соблазн порассуждать об исключительности, о сверхчеловеках и прочих вавилонских темах. Но нет: Богочеловеком имеет право стать каждый.

К слову, православные эфиопы, Богочеловеки, очень трепетно относятся к тому, что мы сегодня называем традиционными ценностями. В 2015-17 годах специалисты Исследовательского центра Пью провели масштабное исследование религиозной идентичности в мировых масштабах. По полученным данным, Православные эфиопы более консервативны в социальных вопросах, чем другие опрошенные православные христиане из 13 стран Центральной и Восточной Европы; они выражают более высокий уровень морального неприятия гомосексуализма, проституции, абортов, разводов и употребления алкоголя. Например, православные эфиопы гораздо чаще говорят, что аборт является морально неправильным, чем православные христиане в Центральной и Восточной Европе (83% против медианы 46%) (https://www.pewresearch.org/short-reads/2017/11/28/ethiopia-is-an-outlier-in-the-orthodox-christian-world/). Не отстают от эфиопов в этом отношении и Растафарианцы, считающие весь вышеприведённый перечень «продукцией» Вавилона.

«Мы должны стать больше, чем были: более смелыми, более сильными духом, более масштабными... Мы должны стать членами новой расы, преодолев мелкие предрассудки, благодаря нашей окончательной верности не нациям, а нашим собратьям в человеческом сообществе» - так сказал Джа устами Хайле Селассие.

Боб Марли принял христианство

Один из Отцов Церкви, Тертуллиан, сказал, что «душа по своей природе христианка». И, как настоящий Растаман, добавил: Бога должно искать в простоте сердца, и тогда Бог открывается каждому человеку.

Истина многолика, но неделима. Джа един и всеобщ. Поэтому неудивительно, что вставший на путь единения с Джа, сливается и с остальным миром.

Боб Марли, пылкий приверженец Растафарианства, открывший его всему миру через музыку регги, в конце своей рано оборвавшейся жизни сделал шаг к такому слиянию: принял крещение, раскрыв всю полноту и безграничность Джа. В своём решении он целиком полагался на пример Хайле Селассие I, «последнего Царя Первой земли», чья жизнь прошла в христианской вере.

Православный император Эфиопии был в курсе, что в Западном полушарии его почитают как живого Бога. В апреле 1966 года Хайле Селассие I посетил Ямайку, где встретить его в в аэропорту Кингстона собрались тысячи Растаманов. Их энтузиазм несколько смутил императора, ответившего людям: «Не поклоняйся мне, я не Бог. Я всего лишь мужчина. Я поклоняюсь Иисусу Христу ». Тем не менее, позднее он решает организовать миссию Эфиопской Православной церкви на острове. Отправился туда архимандрит абба Лаыкэ Мандефро с императорским напутствием: «На Ямайке есть трудности. Пожалуйста, помогите этим людям. Они не понимают нашу культуру. Они нуждаются в Церкви, и вы избраны, чтобы пойти туда. Царь Небес и Земли, наш Бог и Спаситель Иисус Христос сказал, что все мы — апостолы и должны проповедовать Евангелие по четырем сторонам мира, крестя обратившихся во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

Деятельность миссионера, которого ещё называют апостолом Карибского моря, оказалась результативной: уже в первый год крестилось 1200 Растаманов (за всё время ямайской миссии – 45000), а на острове сложилась и действует обширная община Эфиопской православной церкви. В 1979 году он был рукоположен патриархом Тэкле Хайманотом в сан архиепископа Западного полушария с именем Йисхак. Епархия абуны (отца) Йисхака включала около 200 приходов в США, Канаде, Вест-Индии, Латинской Америке и ЮАР. Именно он крестил Боба Марли 4 мая 1981 года в Эфиопской православной церкви в столице Ямайки Кингстоне. В крещении Марли принял имя Берхане Селласие (на амхарском языке — Свет Святой Троицы).

Но и до этого момента Боб Марли нёс миру Евангельское слово. Свидетельствует абуна Йисхак: «Куда бы он не отправился (с гастролями) - будь то Лос Анжелес, Нью Йорк, Англия... он повсюду проповедовал Православие и многие люди в этих местах пришли в Церковь именно благодаря Бобу».

Рита Марли и все дети Боба крестились еще в 1972 году, но сам Роберт - незадолго до своей смерти. Сложная социально-политическая обстановка на Ямайке, определённые обязательства перед собратьями по Расте, криминализация островного шоу-биза – всё это заставляло Боба откладывать решительный шаг. Однако роковой диагноз – рак, – и приближающаяся смерть поставили вопрос ребром, и Марли шагнул…

Список литературы:

  • Редингтон Н. Х. Краткий очерк истории растафари. Минск, 2004
  • Редингтон Н. Х. От поста к Пасхе вместе с Бобом Марли. // https://web.archive.org/web/20031008045403/http://jamaica.kiev.ua:80/read.php
  • Сосновский Н. Культура Растафари. М., 2002
  • Флоровский Г. Прот. Пути русского богословия.  Вильнюс, 1991.
  • Хренков А. В. История и традиции Эфиопской христианской ортодоксальной церкви. Самобытность и путь к независимости \\ Труды Российской истрико-этно-социологической экспедиции в Эфиопии в 1990-1992 гг.  М, 1997
  • Цыпкин Г. В., Ягья В. С. История Эфиопии в новое и новейшее время.  М., 1989
Покупай здесь бро!
Магазины
Новокузнецкая

Пела

Ежедневно
с 11 до 21

ул. Пятницкая 5

На карте

Китай-Город

Юрий

Ежедневно
с 11 до 21

ул.Забелина, 1

На карте

Серпуховская

Станислав

Ежедневно
с 11 до 21

Стремянный переулок 35

На карте

Кузьминки

Вадим

Ежедневно
с 11 до 21

Волгоградский пр-т 117к2

На карте

Раменки

Ярослав

Ежедневно
с 11 до 21

Мичуринский пр., 21к6

На карте

Крылатское

Александр

Ежедневно
с 11 до 21

ул. Осенний бульвар 18к1

На карте

Рейтинг на Я.Маркете
НАШИ ПОКУПАТЕЛИ ДОВОЛЬНЫ
Добрый день, большое спасибо за заказ, очень быстро организовали и доставили. Вы крутые. :-)
Рейтинг Google
НАШИ ПОКУПАТЕЛИ ДОВОЛЬНЫ
Покупали подарок другу. Ассортимент большой, Денис отлично помог с выбором. Огромное спасибо! Уверена что подарок порадует не только нашего друга, но и всю компанию