Растафарианство в кино

"Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк" - заявил когда-то видный борец с Вавилоном Владимир Ульянов-Ленин, беседуя с народным коммисаром просвещения Анатолием Луначарским.
Много с тех пор воды утекло, но кино свои позиции не растеряло. Движущиеся картинки по прежнему производят неизгладимое впечатление на обывателя Вавилона. Да и не только: дух Джа веет где захочет. И уж кино точно не осталось без Его присутствия - ведь где творчество, там и Джа. Так что взыскующим Истины есть что ловить в мутных водах мирового кинематографа.
"Тернистый путь" (The Harder They Come, 1972)
В общем-то, именно благодаря кино среднестатистические жители планеты Земля и узнают о Растаманах и Растафарианстве. Персонажи со специфическими причёсками и фенечками всё чаще появляются на экранах. Киноделы всё охотнее эксплуатируют расхожие мифы о Растафарианстве. Впору говорить о существовании целого жанра - растаплотейшн, по аналогии с блэкплотейшн (жанровое кино на "негритянскую тематику").
Первые Раста-фильмы (снятые, кстати, на Ямайке) и были образчиками блэкплотейшена. В основе такого кино трудная, полная перепитий жизнь ямайских чернокожих ребят. Но было в нём и своё "зёрнышко радости" - музыка регги, голос Джа.
"Тернистый путь" (The Harder They Come, 1972). Фильм Перри Хенцеля, ставший культовым на Ямайке (премьерные показы сопровождались беспорядками). В остальном мире - обязательная классика Растафарианской культуры, регги.

"Фильм основан на реальных событиях" (отчасти): в основе - похождения Винсента Айвенго-Айвена Мартина, рудбой к успеху шёл. И стал ямайским человеком-мифом, символом борьбы с Системой, с Вавилоном.
Фильм - крутой замес из гангстерского кино, спагетти-вестернов и образов парней с раёна - под регги "святых отцов" стиля. Джимми Клифф, один из "отцов", сыграл и главную роль - паренька Айвена, пришедшего из деревни покорять столицу - музыкой. Саундистемы, танцы, ад улиц Кингстона, тёрки-разборки, хит, гибель под градом пуль полицейских - так закалялся стиль: регги - музыка воинов Джа. Порою оступающихся, но сохраняющих чистую душу.
Саундтрек к "Тернистому пути" стал тараном для регги, взломав хит-парады: мир услышал Джа. Немного по своему, но для начала пойдёт. Пластинка пустила корни в мировой культуре и вошла в список 500 лучших по мнению придирчивых критиков из журнала Rolling Stones.

Позднее, в 1980 году, по мотивам фильма писатель Майк Теллвел выпустил одноимённую книгу. На русском она издана как "Корни травы" - "книга, на страницах которой оживают герои песен Боба Марли".
В ролях:
Джимми Клифф
Джанет Барклей
Карл Брэдшоу
Рас Дэниэл Хартман
Бейзил Кин
Боб Чарлтон
Уинстон Стона
Люсия Уайт
Volier Johnson
Беверли Андерсон
"Рокеры" (Rockers, 1978)
"Рокеры" (Rockers, 1978). Трагикомичная история столкновения Растаманов с Вавилоном среди трущоб Кингстона, снятая Тедом Бафалукосом. Изначально планировалась документальная зарисовка о регги-музыкантах, но люди творческие, развернулись шире.

Сюжет несложен: музыкант влазит в долги, чтобы купить мотоцикл; мотоцикл угоняют; музыкант своими силами ищет его, сталкивается со спрутом Системы, но борьбу не оставляет - с друзьями идёт на штурм Вавилона.
Ценность фильма - в подлинности фона, на котором разворачиваются события; "настоящесть" происходящего, самих roots-музыкантов. И настоящие Растафари в кадре, ненавязчиво продвигающие ценности и установки Растафарианства под регги. Регги и воля Джа - неочевидные, но повсеместные "персонажи" "Рокеров". Воле Джа следует Leroy «Horsemouth» Wallace, главный герой фильма и легендарный регги-барабанщик.

В ролях:
Леруа «Horsemouth» Уоллес
Ричард «Грязный Гарри» Холл
Моника Крэйг
Марджори Норман
Джейкоб Миллер
Грегори Исаак
Уинстон Родни
Фрэнк Доудинг
Робби Шекспир
Мэнли Бьюкэнэн
"Вавилон" (Babilon, 1980).
Волна регги пошла по миру, затягивая в свои водовороты всё больше людей. Британские острова накрыло с головой: панк-пора и исторически сложившиеся крупные общины выходцев из стран Карибского бассейна снесли все плотины, и новая культура стремительно влилась в самые актуальные на тот момент течения.

"Вавилон" (Babilon, 1980). Фильм Франка Россо продолжает линию, начатую его предшественниками - всё происходит в знакомом до оскомины антураже сочащейся пороком обыденности. Вавилон без прикрас, в трущобах которого становится всё больше тех "кто увидел солнце".
Чернокожие подростки - герои фильма на себе испытали прессинг Вавилона: расизм, нищета, безработица, отчуждение. Центральный персонаж, Дэвид "Блю", тостер (МС) саундсистемы, теряет работу автомехаником. Далее он проходит все пункты изнурительного квеста "Вавилон" - от ссоры с подругой до общения с представителями власти - и если бы не музыка, и не Растафарианство, с которым он вплотную знакомится в ходе своих злоключений - не сдобровать бы парню. Вместе с соратниками Блю готовится к финалу саундклэша, в котором сойдутся во славу Джа с бывалыми звукосистемщиками.

И снова на экране не случайные люди. В ролях - участники британской регги-группы ASWAD, надо сказать, весьма сердитой и воинственной, что немудрено: все они - обитатели показанных трущоб, не понаслышке знакомые со всеми его бедами. Плюс - тесные контакты с панк-культурой, бурлящей нигилизмом и негодованием по поводу окружающей действительности. Красота, хотя бы и в варианте саундсистем спасёт мир - прозрачно намекают создатели фильма. Им вторит реальность: регги выводит из идейного и эстетического тупика панк-культуру - наступает пора после-панка. Разрушение сменяется созиданием. Бессмысленность - смыслом. Иначе Вавилон не победить - вот об этом-то и кино.
В ролях:
Дэвид Н. Хэйнс
Тревор Лэйрд
Виктор Ромеро Эванс
Брайан Бовелл
Арчи Пул
Бринсли Форде
Карл Хаумен
Беверли Майклс
Энн Дункан
Беверли Даблин
"Время корней" (Roots Time, 2006)
"Время корней" (Roots Time, 2006). Ямайский роуд-муви Силвестри Якоби - явный привет Чичу и Чонгу aka Up in Smoke, только в островных реалиях. Дополнительный штрих: совместное производство Аргентины и Ямайки. Много регги, Солнца, незатейливого юмора и позитивных Раста.

Два Растамана, Джа Бул и Бабу, колесят по ямайской глубинке по пути в Зион, приторговывая винилом и радуясь жизни. По пути подбирают автостопщика - радио-звезду Фермера Рута с больной подругой. Вместо больницы Раста уговаривают отвезти девушку к херб-доктору. Уговорили, кстати. И после Растафарианского всенощного бдения покатили дальше в Зион под регги-вайб.

Добродушная комедия, не претендующая на глубины и высоты, но лучащаяся Jah Vibrations, и годится для самолечения.
В ролях:
Левелин Самуда
Вултон Харрисон
Луис Кристи
Бренда Финлейсон
Рас Амуна
"Матрица"
В заключение нашего небольшого обзора - фильм, застрявший на полпути от Вавилона к Зиону, попутно взорвав не одну "привычную картину мира": "Матрица".
Братья-сёстры Вачовски умудрились создать кинотрилогию, чтобы сказать - "вся наша жизнь - симуляция". Идея эта на самом деле, совершенно не нова. Она из глубокой древности: индуизм, различные гностические школы, платоники и множество других объясняют видимый мир как иллюзию - разница лишь в том, чья эта иллюзия. Путь к окончательной реальности через наслоения отражений отражений - древний сюжет.

Насыщенный терминологией и образностью Растафарианства фильм "Матрица" открывает нам суть Вавилона - но не выход из него, остановившись на разделении мироздания, в основе которого вечное противостояние добра и зла. В мире "Матрицы" нет Джа, это мир без любви, но зато с вечной войной. Neo/One - "сам себе и сын, и брат, и крестный отец". По итогу он оказывается в своей личной "Матрице" - ловушка для героя, который полагается лишь на самого себя. Итогом - вечная одиночная камера посреди весны. А всего-то и надо было - открыть незапертую дверь и впустить вместе с весенним воздухом Джа. И тогда рассеются чары, стены рухнут и мир предстанет перед нами таким, какой он есть. Да пребудет с нами благодать Джа!
