Растафарианство как религия
Быть «своим» для кого-то – это ощущение принятия и взаимопонимания. Это когда ты можешь быть собой, не играя роли и не притворяясь. Когда тебя понимают, ценят и принимают таким, какой ты есть, со всеми твоими странностями, привычками и особенностями. Быть «своим» – это ощущать, что ты не одинок, что у тебя есть место, где тебя любят и поддерживают. Таково растафарианство, но корни у этой молодой религии начинались с бывших рабов, чьих предков когда-то насильно оторвали от родной земли и увезли за моря-океаны в вечную ночь.
Растафарианство возникло в 30-е годы прошлого века на Ямайке. И является одной из самых молодых религий нашего времени. Предтечей его стал Маркус Гарви, деятель негритюда и пророк с пёстрой биографией. Негритюд – это теория, где негроидная раса является цивилизацией со своим, особым, путём развития. Об этом Гарви рассказывал всем желающим сначала на родной Ямайке, а затем и за её пределами. Попутно пропагандируя возвращение чернокожих в Африку, называя Эфиопию Землёй Обетованной.
В 1927 году Маркус Гарви на одном из своих выступлений, объявляет: «Воззрите на Африку, когда там будет коронован Чёрный Царь, ибо день Освобождения близок». Король, который принесёт мир и справедливость чёрному человеку. В то время, до коронации Раса (высший военно-феодальный титул в Эфиопии) Тафари Маконнена в качестве нового 225-го императора Эфиопии, оставалось три года.
К тому времени на Ямайке уже сформировались множество общин единомышленников, уловивших вибрации Джа(краткая форма имени Иеговы, Бога Ветхого Завета, Бога-Отца). В Библии они прочли путь чёрного человека, а в злоключениях евреев увидели свою историю, став ожидать пришествия Царя царей, который освободит их из вавилонского плена и отведет в Землю Обетованную. И тот не заставил себя долго ждать.
2 ноября 1930 года был коранован, новый император Эфиопии Рас Тэфэри Мэконнын под именем Хайле Селласие I, чьё имя переводится как “Сила Троицы”, потомок Библейского царя Соломона и царицы Савской, и правда предстал перед своим народом, как Бог-Отц-Джа, Сын-мессия и Святой Дух – являя собой настоящую Силу Троицы. Ожидавшие его верующие африканцы стали именоваться растафарианцами, по его титулу Рас и имени Тафари.
Хайле Селассие I стал живым Богом, очередным и последним воплощением Бога-создателя Джа Растафари. А Эфиопия – чаемым раем, среди африканцев западных земель Эфиопия символизировала собой всю Африку. Важную роль в этом сыграла христианская Библия, на страницах которой эта древняя страна упоминается неоднократно – вместе с Египтом представляя весь континент. Но, в отличие от Египта – страны фараона и несвободы, – она представлена именно Землёй Обетованной, где есть свобода и справедливость, мир и взаимопонимание.
«Эфиопия прострет руки свои к Богу» (67:32).
Возвещено Царём Давидом в 67-м Псалме Псалтири, сборнике гимнов (песней), входящем в состав Библии.
Эфиопия неспроста стала землёй надежды. Одно из древнейших государств на планете, она явилась колыбелью христианства. Здесь появились первые монастыри, была создана первая в мире иллюстрированная Библия, заложены основы иконописи.
«Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары» (3:10). Предсказано в Книге пророка Софонии.
Духовная борьба Растафарианства
«Что есть Истина?» - вопрошал жестокий прокуратор Иудеи Понтий Пилат, бродячего проповедника Иисуса. Но он, конечно же, не понимал, что буквально смотрел Истине в глаза. Ведь в Евангелии от Иоанна 14:6 Иисус утверждает, что является путем, истиной и жизнью. Истина не «что», а «кто». Истина это Бог, Жизнь и личностное начало.
Самость, имеющая в растафарианстве коротенькое обозначение «Ай» что значит «Я» в переводе с английского, обозначает “здесь-и-сейчас во веки веков”. Каждый из нас носитель этого «Я», Ай-Ман, Божий Человек. Но самое интересное начинается, когда происходит встреча «Я» и «я», Бога и человека.
Человеческое эго, «Я - маленькое» вполне может прожить всю жизнь, не выходя за свои собственные стены – наблюдая на них бесконечную и непонятную игру теней, отбрасываемых пламенем Истины и считая пляски теней истинной реальностью.
Но у нас всегда есть возможность взять за руку «Я - большое» (Джа), и покинуть застенки. То, о чём маститые философы и богословы рассуждали столетиями, интуитивно, душой и сердцем уловили приверженцы Растафарианства: Ай энд ай (I&I), Я-да-я – уникальное понятие, аналоги которого можно найти лишь в современных психологических теориях, но которое в полной мере отражает внутреннюю реальность Растамана. Личность – это связка «Бог и я».
«Всякий, кто искренно захотел истины, тот уже страшно силен» - записал когда-то в своём дневнике Фёдор Достоевский, который на своей шкуре и в полной мере ощутил «безыстинность» и богооставленность жизни. Жажда Истины – вот оружие безоружного человека, его личный бунт против Вавилона… Но что такое этот Вавилон? Где он?
«Все говорят: Вавилон, Вавилон. ... Сколько раз уже проходил по стране с севера на юг, с запада на восток, из конца в конец, насквозь и как попало — и ни разу не видел Вавилона».
А всё потому, что, как и Истина, Вавилон не «что», а «кто». Это в Ветхом Завете, в древней истории и в географии Вавилон – город-государство в Междуречье, когда-то разоривший Израиль и полонивший его обитателей.
В психологическом, духовном измерении Вавилон – комплекс навязанных желаний, низменных эмоций, спроецированных идей. Мы и не заметили, как стали пленниками Вавилона, пленниками так называемой Западной цивилизации, «золотого миллиарда». В этом плену человек человеку - товар, цель жизни - потребление, стиль жизни – непрерывная суета и одномерность. Мы существуем, чтобы функционировал Вавилон, а капитал преумножал сам себя.
Из Ветхого Завета мы знаем историю о Вавилонском столпотворении, когда вольные каменщики, вознамерившиеся сотворить башню до небес, потеряли способность понимать друг друга. Расхожее толкование этой истории говорит о том, что Иегова-Джа наказал так строителей за их гордыню. Но такая трактовка лишь отдаляет нас от Истины – ведь всё гораздо проще: гордецы, штурмующие небеса, сами никогда не договорятся друг с другом. Они и есть полноправные граждане Вавилона, конкурирующие друг с другом, думающие исключительно о прибыли любой ценой и об удовольствиях, с ними связанных. И мы такие же, пока не обнаружим в себе огонёчек Джа.
Связь Растафарианства и России
Эфиопия — одна из немногих африканских стран, которая и в XX веке сохраняла свою независимость. Многие общины, уверовавших в Джа, под влиянием Гарви, противопоставляя себя католицизму и протестантизму белых, воспринимали эфиопское православие, как знак того, что Эфиопия — обетованная земля, сохранившая верность «правильному христианству».
Растафарианство пронизано светом Истины, изложенной в Библии. Некоторые идеологи, такие как, Леонарда Хауэлл, по своему трактуя новую религию доходили даже до такой крайности, утверждая, что настоящие евреи это негры, считая, что этот факт замалчивается Вавилоном. Но благодаря Церкви исторический путь этого израильского народа стал достоянием всего человечества и всечеловеческим архетипом. Наши древние летописцы сравнивали княгиню Ольгу с царицей Савской, Ярослава Мудрого с Соломоном. Христианские монархи Запада и Востока при восшествии на престол помазывались святым елеем подобно царям Израиля, и едва ли не каждый из них мечтал превратить свою столицу в Новый Иерусалим. По сей день кающийся грешник в чине Исповеди сравнивается с Давидом и Манассией, а счастливым женихам-невестам Церковь испрашивает благословения у Бога, подобно тому, как Он благословил Авраама и Сару, Исаака и Ревекку и т. п.
Но растафарианство оказалось значительно шире концепций «рас» и «наций», одной обособленной группы людей. Джа (ивр. краткая форма имени Яхве (ср. Jahve), одно из имён Ветхозаветного Господа Бога в изначальном еврейском тексте Библии. И мы можем немного перефразировать стих 3:28 из Послания апостола Павла к галатам:
«Нет уже Иудея, ни язычника; Нет раба, ни свободного; Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно в Джа».
Приверженностью к богоизбранности и всечеловечности, умении прощать - растафарианство чрезвычайно близко к русской культуре. Более того, если закрыть глаза на некоторые факты обыденной истории, то окажется, что вся история русских – это непрерывная борьба с Вавилоном, непрерывное богоискательство и бесконечный поиск пути в Землю Обетованную.
Русская культура, так же как и Растафарианство, схожи тем, что не огнём и мечом, преподносят себя миру, не принуждением, а свободным выбором: кто ищет, тот найдёт – если по пути не заплутает. Впрочем, пути Джа неисповедимы, Он открывается и в сердце фарисея Савла, и в сердце разбойника Раха. И растафарианство уже стало одним из самоцветных камушков в горе всеобъемлющей русской культуры, обретя здесь множество последователей и давая остальным надежду на спасение.
Одна из главнейших и уникальных особенностей растафарианства заключается в освобождении от рабства в сознании. Так что для начала нужно это рабство осознать, понять. Понимание – первый шаг к освобождению. Шаг не может быть в никуда, разбегающихся троп множество, но многие из них заканчиваются или обрывом, или тупиком. Но если в вашем сердце уже теплится огонь Джа, то вы однозначно на верном пути!
Сейчас, когда Вавилон чрезвычайно силён, обратив достижения научно-технического прогресса на ещё большее порабощение человека, необходима некая «точка сборки», на которую может ориентироваться любой «ищущий сложного». И растафарианство уже стало одним из самоцветных камушков в горе всеобъемлющей русской культуры, обретя здесь множество последователей и давая остальным надежду на спасение.
Путь этот прост и понятен, он в следовании тому, что сегодня называется «Традиционные ценности»: Жизнь, достоинство, права и свободы человека, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, милосердие, справедливость, взаимопомощь и взаимоуважение. Всё это – и есть суть растафарианства, где в центре внимания человек и его душа.
Сознанию, истерзанному «вавилонскими ценностями», нелегко следовать этим испытанным путём, оно нуждается в духовном воскрешении. И растафарианство даёт своим последователям эффективнейшее орудие для этого - любовь. Любовь к Джа даёт нам возможность заглянуть внутрь себя и вернуть себе божественную гармонию. Преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи Дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Открой в себе Джа, иди его Путём, - и мир вокруг тебя преобразится!
Список литературы:
- Кебра Нагаст. М. 2017
- Литургическое богословие отца Александра Шмемана / [сост. А. Чех]. СПб, 2006
- Рассел Дж., Кон Р. Растафарианство. М., 2012
- Сосновский Н.А. Культура Растафари. М., 2016
- Сосновский Н.А. Покидая Вавилон налегке / Забриски Rider - №1 – 1994
- Шишкин М. Растафарианство: ересь ямайствующих или Пасха чёрного человека / Собрание. Молодёжный православный миссионерско-просветительский журнал. - https://www.sobranie.org/archives/8/6.shtml
- Владислав Карнацевич “50 знаменитых сект” Изд.“Фолио” , 2004/ глава Растафариане;