Рай на земле по версии Растафарианства
Рай на земле – великая цель и надежда человечества. И это не просто красивая идея, на которой так вдохновенно и с выгодой спекулируют эффективные менеджеры Вавилона, продавая «путёвки в Эдем» как на следующий левел для грамотных потребителей, где всё включено. Рай, Зион – это окончательная, истинная реальность. Она лишь укрыта от наших глаз нашими же иллюзиями, страстями, похотениями – целый зеркальный лабиринт, в постройку которого Вавилон инвестирует огромные объёмы ресурсов, изымаемых у нас же.
Проще говоря, Рай, Зион – это изначальная Традиция, «золотой век», «время Оно», «эпоха сновидений»; в разных культурах эта реальность называется по-разному, но суть её в изначальной целостности, гармонии. Это реальность совсем маленьких детей и по-настоящему взрослых людей, то есть тех, кто не обременён одной из главных обманок Вавилона – эгоизмом. Это реальность и тех, чьи сердца открыты Джа.
Семья для Растафари
Рай на земле – это не только далёкая для многих Эфиопия, «репатриацию» куда чают Растаманы, не только некое духовное измерение. Это ещё и Растафарианская община, а в пределе – семья.
Бог, Джа есть любовь, парадоксальное жертвенное служение. Обожение (вплоть до самопожертвования) ближних своих (да и дальних) – сущность любви. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35) «…Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Эти евангельские цитаты органичны для Растафарианства: сам факт любви – это уже Богоприсутствие, бытие в Джа – локальный Зион здесь-и-сейчас. Этакая прикладная диалектика: тезис – антитезис – синтез, «…посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Мф. 19, 5).
Семья в Растафарианстве – не пустой звук, не ритуальная формальность: как минимум, две семьи являются знаковыми для всех Раста – семьи Хайле Селассие I и Боба Марли. Но и помимо этих «ячеек общества» Растафарианство пронизано семейственностью: в частности, среди исполнителей регги встречается немало семейных кланов.
Сохранение природы – одна из основ движения Растафарианства
С точки зрения Растафарианства, природа – это, прежде всего, не-Вавилон. Природа – это естественность, Традиция, неукротимая творческая сила, воплощённая Джа. И, в конце концов, это дом, который нужно содержать в порядке. Джа дал нам всё, что нужно для полноценной жизни. Вавилон же превращает дар в товар, насаждая идеологию безудержного потребительства, которое, в свою очередь, невозможно без радикального эгоизма. Чем больше природы, тем меньше Вавилона. Чем меньше Вавилона, тем меньше эгоизма. И тем больше ответственности перед ближними и дальними своими, больше возможностей для созидания, творчества, гармонии – и Жизни, как таковой.
«Мы, растафариане, предназначены освободить не только рассеянных по свету эфиопов, но и вообще всех людей, животных, травы и все другие формы жизни», сказал Рас Сэм Браун.
Что значит взаимопомощь для Растафарианства?
Взаимопомощь – одна из основополагающих ценностей Растафарианства. «Мы призваны установить в мире порядок, основанный на братстве. Наш долг - протянуть руку милосердия любому брату в беде, в первую очередь тому, кто из ордена Растафари, во вторую - любому: человеку ли, животному ли, растению и т.д.» (Рас Сэм Браун). Человек не одинок, ему всегда придут на помощь; и сам он осознаёт ценность и осмысленность своего бытия через свою нужность другим. Ощущение пустоты жизни, её бессмысленности – один из ядовитых плодов Вавилона, произрастающий из эгоизма, индивидуализма: «каждый за себя, а бог против всех» - стратегия «разделяй и властвуй», успешно ссорящая и убивающая людей. Победить его можно только вместе, Ай-н-ай.
Уважение ближнего – главное. Равенство.
Человек человеку не ресурс, но любовь. Любовь есть Джа. Для Джа мы все равны. Понимание другого человека как не меньшей ценности, чем ты сам – основа уважения. А его достоин любой живущий человек – хотя бы уже в силу того, что он в любой момент может открыться Джа и встать на путь освобождения. В этом же и наше равенство. Оно и в нашей природе, у каждого из нас есть право на Джа.
Справедливость в вере Растафарианца
Равенство невозможно без справедливости. В глобальном плане, справедливость Растафарианства в возвращении изначального статуса венца творения человеку, освобождение его из-под гнёта Вавилона, освобождение от обмана.
В частном плане, справедливость – жизнь по совести, в соответствие с заветами и волей Джа, «с праведностью» - что называется, «по понятиям». Вавилон орудует формальными законами, каковые могут быть так вывернуты крючкотворами, что чёрное станет белым. Но справедливость органически несвойственна Вавилону; в обществе неравенства нет и общих понятий, равноценных для всех. Высшая справедливость действует неочевидно, но неумолимо: нарушение заветов ведёт к отдалению от Джа – я могу быть чист перед законом, но перед своим обличающим сердцем отнюдь нет.
Мир
Хотя Растафарианство и пронизано антиколониальным, антикапиталистическим пафосом, оно не подразумевает насильственных действий. Раста, не смотря на свой мирный посыл, в своей истории пережила немало мрачных периодов. Здесь и преследование со стороны властей, и интерес со стороны криминала, и политические игры – Вавилон понимает, с кем имеет дело, и не гнушался в методах. Но это не превратило Растаманов в угрюмых бомбистов, насилие рождает лишь насилие, а люди Раста стремятся к радости и любви. Единственная непримиримая война, которую ведёт Растафарианство - война с Вавилоном. Но это не обычная война, на ней не гибнут, а спасаются. С огнём огнём борются лишь в степи, духовная брань – это, скорее, айкидо, когда силу врага превращаешь в его слабость. Война, насилие, конкуренция – все эти пути мимо Зиона. Настоящая сила Растамана – творчество, созидание, любовь.
Разные идеи в одном мире
Мир един в своём разнообразии, каждый элемент которого важен и необходим. В этом залог его жизнеспособности и дальнейшего развития. В мире существует множество уникальных культур, сложившихся в уникальных условиях, и, тем не менее, в них есть некие общие элементы, относящиеся к традиционным – часть из низ перечислена выше. «Что внизу, то и наверху», гласят древние оккультные Изумрудные скрижали: что приемлемо человеку, то подходит и обществам. Как отдельные личности могут выбирать жизнь на принципах свободы, равенства и братства, сохраняя при этом свои индивидуальные особенности и прилаживая их к общим структурам, так и крупные сообщества, страны, регионы могут плодотворно сосуществовать и развиваться.
Отсутствие власти капитала
Капитализм – состояние современного Вавилона. О сущности этого явления написаны тысячи книг, миллионы жизней были сожраны им, столько же пало в борьбе с ним. Существующий ради самого себя – капитал создаёт капитал и так до бесконечности – он использует человечество в качестве ресурса. При этом, невозможно говорить о каком-то личностном начале капитала, в отличие от Джа.
Мы говорим Джа – и подразумеваем некую непостижимую, но личность, с которой можно поговорить. Капитал же скорее раковая опухоль – формально живое образование, паразитирующее на своём носителе до полного его уничтожения.
Главное оружие капитала – отчуждение: обитатель Вавилона, эгоистичный индивидуалист, не причастен ни к чему, и прежде всего, к собственной жизни, которую Вавилон умудряется продать вавилонянину в кредит. Главное мерило бытия – универсальный товар-посредник, способный без усилий всё, что угодно, превратить во что угодно – манипулируя при этом лишь видимостями, знаками знаков. Капитал множит сущности без надобности, всё глубже загоняя в небытие, в «фальшивую реальность» своих обитателей, попутно лишая их жизненной силы и навязывая свои стереотипы. Капитализм питается эгоизмом, ему претят коллективные формы взаимодействия – в этом его сила и слабость.
******
Рай на земле вполне может быть реальностью. У него есть вполне конкретные очертания, признаки. И пути туда, в общем-то, открыты: Джа лишь ждёт когда мы присоединимся к Нему на этой дороге.
"Мы хотим, чтобы вы поняли, в чем смысл растафари. Мы здесь для того, чтобы сделать мир лучше - музыкой и песнями, любовью и единением, и мы будем творить все добро, какое только сможем... Когда все это свершится, мы сожжем все оружие, все орудия зла и вновь превратим землю в обитель мира, которой она была когда-то. И потоки радости и счастья, доброты, любви и единения потекут по вселенной, как воды, покрывающие море. Потому что мир и любовь должны покрыть землю, как воды покрывают моря. Во имя Джа Растафари! Мир" (Рас Маркус).